Полезные ссылки

 

КАЖДЫЙ ХОЧЕТ СТАТЬ СПОРТСМЕНОМ,

ОЛИМПИЙЦЕМ, РЕКОРДСМЕНОМ,

БЫСТРЕЕ ВСЕХ ПО СНЕГУ МЧАТЬСЯ –

УЧИСЬ НА ЛЫЖАХ ТАК ДЕРЖАТЬСЯ!

 

Лыжи – одно из самых доступных дошкольникам зимних спортивных упражнений. Ходьба на лыжах – хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Она способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени. Длительное ритмичное чередование напряжения и расслабления хорошо тренирует работоспособность сердечно-сосудистой и нервной системы, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания.

Ходьба по пересечённой местности, преодоление уклонов и подъёмов, спуски с гор воспитывают смелость, решительность, волю. Лыжные прогулки всей семьёй сдружат детей и взрослых, помогут упрочению семьи, появлению общих радостей и забот.

 Успех обучения в значительной степени зависит от инвентаря. Как определить размер лыж в соответствии с возрастом?

Для малышей высота лыжи должна быть до локтя, для старших дошкольников – по поднятой вверх руке без учёта кисти.

Лыжи не должны иметь сучков, трещин, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепление у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают. У старших крепление полужёсткое, носок ботинка должен выступать из-под ремня на 3-4 см. Лыжные палки – ниже уровня плеч на 3-5 см. Ботинки – должны быть с широким носком, со шнуровкой и двойным языком, размер на 1-2 номера больше, чтобы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной.

С чего начать обучение детей ходьбе на лыжах?

·         Прежде всего с показа, как нести лыжи и как надевать их на ноги, протирать, складывать и убирать на место.

·         Занятия на снегу начинаются, как ни странно, с обучения падению: падать на бок, широко раскинув руки – это самое простое средство регулировать скорость. Дети же обычно при малейшей неуверенности стремятся сесть на лыжи. А этого допускать нельзя, так как могут быть ушибы и вывихи стопы.

·         Самое главное и одновременно самое трудное – суметь заинтересовать ребёнка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной.

Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах – передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является  буксировка на лыжах, когда ребёнок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребёнка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперёд.

До тех пор пока дети не усвоят назначения палок – помогать толчку и удлинять шаг, обучение ходьбе по прямой проводят без палок, так как ребёнок часто пользуется ими неправильно – опирается на них, как только начинает чувствовать, что теряет равновесие.

Затем ребёнка обучают развороту на месте. Надо приподнимать носок той ноги, которая ближе к повороту, и, сделав шаг в сторону, другую ногу приставить. Шаги при этом должны быть равномерными, обычной величины.

При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню. Вначале длина скользящего шага невелика, постепенно она возрастает – одновременно с темпом передвижения.

Лишь после этого ребёнку дают палки, и он постепенно обучается попеременному двухшажному ходу на лыжах, когда движения рук и ног чередуются как при ходьбе: при движении правой ноги вперёд выдвигается левая рука и наоборот.

Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперёд и выносом палок под прямым углом.

Дети дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых подъёмов, сначала «лесенкой»:

Ребёнок становится боком к горе, лыжи в горизонтальном положении, параллельно одна другой. Стоящая выше нога делает небольшой шаг вверх, опускается на внешнее ребро так, чтобы лыжи не скользили; другая нога приставляется и ставится на внутренне ребро;                 

затем «ёлочкой»:

При подъёме носки лыж разводятся широко в стороны, пятки лыж переносятся одна через другую. Лыжи ставятся на снег внутренними рёбрами; корпус должен быть наклонен в сторону подъёма.

Скатыванием  со склонов дети овладевают одновременно с подъёмами. Обучение начинается со спуска в основной стойке. Ребёнок расставляет лыжи примерно на ширину ступни, слегка сгибает колени и подаёт туловище вперёд; руки свободно согнуты в локтях. Самое главное во всех случаях – верхняя часть туловища расслаблена, а колени подвижны.

Приёмы торможения плохо усваиваются дошкольниками, но один из способов можно дать – торможение «плугом»: задники лыж раздвигаются, носки сводятся вместе, лыжи ставятся на внутренние рёбра, колени несколько сведены внутрь. Спуски и подъёмы проводят без палок.

По мере овладения детьми навыками ходьбы на лыжах можно проводить загородные лыжные прогулки. Продолжительность лыжных прогулок для детей 5 лет не должна превышать 30-35 минут, для детей 6-7 лет – 35-40 минут. При более длительных прогулках дети утомляются. А это приводит к снижению интереса не только к лыжным прогулкам, а и вообще к дальнейшей ходьбе на лыжах.

Возьмите себе за правило каждый выходной день вместе с детьми ходить на лыжах в парке, а ещё лучше выезжать за город в течение всей зимы. Постоянное пребывание на свежем морозном воздухе, в движении закаляет детей, и скоро вы, возможно с удивлением, заметите, что ваш ребёнок перестал болеть простудными заболеваниями. А может, и вы тоже? Вы сами убедитесь, что лыжный спорт оказывает самое благотворное влияние на организм. А главное, если ваш ребёнок полюбит лыжи с раннего детства, эта любовь останется на всю жизнь. Лыжи дадут ему здоровье, высокую работоспособность и долголетие.