Полезные ссылки

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Для успешного решения воспитательно-образовательных заданий важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких как:

 - определение содержания и объема знаний;

-  подбор пособий и оборудования;

-  организация физкультурной площадки и физкультурного зала;

-  продолжительность занятий с учетом его содержания и возраста детей.

 

 1. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.

 

2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

 

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

 

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

 

3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.

 

4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. ( для ребенка старшего дошкольного возраста).

 

5. Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

  

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛАМ

 

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.

 

2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.

 

3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.

 

4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ РУКОВОДСТВАФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДЕТСКОМ САДУ

 

1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.

 

2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.

 

3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

 

4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.

 

5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

 

6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

 

7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

 

4. ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

 

1. Заведующий несет ответственность за организацию всей работы, обеспечивает необходимые условия, осуществляет руководство и контроль за деятельностью сотрудников детского сада в решении задач физического воспитания. Заведующий обязан обеспечить оборудование физкультурного зала, площадки, групповых комнат и участков: приобретать физкультурный инвентарь, атрибуты; следить за санитарно-гигиеническими условиями в помещении и на участке, заботиться о подборе литературы и материалов для методического кабинета.

 

В целях оказания помощи воспитателям и контроля за их работой заведующий ведет наблюдения на физкультурных занятиях, во время проведения подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию. Заведующий просматривает также методическую документацию и оказывает помощь в составлении плана, в оформлении журнала учета физической подготовленности и в анализе данных обследования уровня развития двигательных навыков и физических качеств. Для повышения квалификации педагогического коллектива заведующий организует консультации, открытые занятия, ставит на обсуждение педагогического совета различные вопросы по физическому воспитанию. Кроме того, направляет воспитателей для участия в мероприятиях, проводимых окружными методическими кабинетами.

 

2. Старший воспитатель, помимо мероприятий по повышению квалификации воспитателей, контроля за их работой, уделяет большое внимание оснащению методического кабинета необходимой литературой и документацией: планы-конспекты всех форм работы по физическому воспитанию, журналы учета физической подготовленности, материалы для родителей, ширмы с данными физического развития детей. Большое внимание уделяет изучению положительного опыта работы и его распространению: организует проведение открытых занятий, их обсуждение, помогает воспитателям групп обобщить свой опыт, оформить доклады и выступления на Педагогических чтениях. Старший воспитатель систематически следит за новинками литературы, активно участвует в мероприятиях, проводимых окружными методическими кабинетами.

 

3. Инструктор по физической культуре проводит непосредственную работу по физической культуре. Должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, систематически повышать свою квалификацию. Для осуществления задач физического воспитания должен изучить содержание и требования «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», уметь грамотно проводить все формы работы с детьми: физкультурные занятия, подвижные игры; а также правильно оформляет документацию по планированию и учету работы. При проведении физических упражнений инструктору нужно уметь:

 

а) правильно и четко показывать движения, подавать команды и распоряжения;

 

б) предупреждать и исправлять ошибки;

 

в) оказывать помощь, детям и обеспечивать страховку;

 

г) осуществлять наблюдение за самочувствием детей, их вниманием, интересом к занятиям, активностью, дисциплинированностью, а также за качеством выполнения физических упражнений.

 

Инструктору по физической культуре необходимо разбираться в состоянии здоровья детей, уметь вести учет уровня развития двигательных навыков и физических качеств. Инструктор должен постоянно анализировать свою работу и изучать опыт передовых педагогов, участвовать в проведении и обсуждении открытых занятий по физической культуре, выступать на педагогических совещаниях, готовить материалы для методического кабинета. Не менее важно проводить систематическую работу с родителями. Инструктор подготавливает и проводит беседы, консультации, собрания, открытые дни, занятия для родителей.

  

5. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ

 

1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.

 

2. Медицинский контроль включает:

 

а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;

 

б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;

 

в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;

 

г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.

 

Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, воспитателя (инструктора).

 

3. Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.

 

ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.

 

ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний.

 

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.

 

ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.

 

В детских дошкольных учреждениях находятся практически дети, не имеющие абсолютных противопоказаний для занятий физической культурой. Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия.

 

При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах.

 

При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.

 

При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

 

 6. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

 

1. Использование физкультурного оборудования, инвентаря, пособий и атрибутов повышает эффективность физического воспитания. Руководители дошкольных учреждений должны обеспечить правильный подбор и размещение его в физкультурном зале, на физкультурной площадке с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований. В соответствии с программными задачами воспитания в детском саду подбирается оборудование, содействующее развитию всех основных движений. Физкультурное оборудование позволяет расширять круг упражнений, формировать своеобразные двигательные навыки. В набор для общеразвивающих упражнений входят предметы, используемые в разных по структуре движениях (ленты, вертушки, палочки, султанчики), что помогает усиливать их влияние на организм. Специально подобранный инвентарь дает возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Упражнения с использованием физкультурного инвентаря позволяют развивать физические качества. Физкультурные пособия дают возможность конкретизировать задания, предлагать их детям в наглядной, понятной форме. Они также способствуют дифференцировке мышечных ощущений, различению величины мышечных усилий. Хорошо подобранный физкультурный инвентарь позволяет достигать постепенного увеличения физической нагрузки. В физкультурном зале размещают крупное оборудование, включающее гимнастическую стенку, приставные лестницы, скаты, доски, трапы, и т.д. Физкультурная площадка включает поле для проведения ОРУ и подвижных игр, беговую дорожку, прыжковую яму, зону снарядов и площадки для игр. Здесь же размещается щит-стенд для упражнений с отбиванием мяча. Зимой устраивают полосы препятствий из снежных валов, ледяных и снежных дорожек, небольших скатов и снежных построек.

 

2. Для игры в волейбол, бадминтон, малый теннис делается совмещенная площадка. Площадку для городков ограждают решетчатым барьером спереди и с боков. Физкультурное оборудование должно быть прочным, устойчивым, особенно крупные сооружения, простым по форме, соответствовать росту, возможностям детей. В целях предупреждения травматизма проводится проверка прочности установки снарядов, соединения частей. Деревянные предметы должны быть хорошо отполированы, металлические - с закругленными углами. Устанавливаются снаряды на безопасном расстоянии друг от друга. При оборудовании мест занятий важно учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. Крупное оборудование окрашивается в светлые, спокойные тона, деревянные элементы покрываются бесцветным лаком, мелкий инвентарь должен быть многокрасочным.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА ДЕТЕЙ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

НА ЗАНЯТИЯХ ГИМНАСТИКОЙ

 

 

 1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

 

- проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;

 

- нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала;

 

- самовольный доступ к снарядам и тренажерам;

 

- неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;

 

- недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

 

 2. НАРУШЕНИЯ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

 

- форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;

 

- чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;

 

- излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением южных упражнений, игр, эстафет.

 

 3. НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФОРМЫ ОДЕЖДЫ

 

- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;

 

- отсутствие вентиляции;

 

- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;

 

- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;

 

- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).

 

- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;

 

- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой. 

 

4. ОТСУТСТВИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ДЕТЕЙ

 

- чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;

 

- отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;

 

- отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

 

5. НЕДООЦЕНКА ЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВКИ И ПОМОЩИ

 

- неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;

 

- отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

 

6. НАРУШЕНИЕ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ,

 НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТ ЗАНЯТИЙ,

 ИНВЕНТАРЯ, ОБОРУДОВАНИЯ

 

- малые размеры зала или площадки для занятий;

 

- неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;

 

- неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;

 

- неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;

 

- неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

 

- плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

 

- низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;

 

- отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;

 

- расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;

 

- колонны и выступы, не обитые мягким материалом;

 

- отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

 

- свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

 

- отсутствие телефона в доступном месте;

 

- отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.

 

 АЗБУКА БЕЗОПАСНОГО ПАДЕНИЯ

На занятиях гимнастикой с детьми дошкольного возраста неустойчивая координация движений, отсутствие опыта предвидеть опасность приводит к падениям, которые иногда кончаются серьезными травмами. Это, безусловно связано с отсутствием навыков безопасного падения. Повреждения при падении составляют около 80% травм у детей.

Научить ребенка владеть своим телом при потере равновесия не: такая уж сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии, - гимнастических матах, борцовском ковре и т.п. Технику выполнения всех приемов следует совершенствовать до полного овладения ею. Детям 3-4-х лет можно преподнести элементы безопасного падения в игровой форме.

При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым, приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.

Падение вперед на руки, вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если ее недостаточно, то дополнительно - верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избежать повреждения коленных суставов.

Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложным является падение вперед, когда развивается значительная сила инерции, например, при падении во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперед в этом случае переводится в один или несколько кувырков вперед через плечо. Однако, этот прием технически сложен и обучать ему следует с осторожностью после предварительной специальной физической подготовки.

При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперед. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением набок или вперед на руки.

При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.

Особенно опасно падение на спину в упор. Оно чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приемам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение набок.

Инструктор физической культуры должен помнить, что навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм.

Памятка «Упражнения, запрещенные и ограниченные к

применению  в ДОУ»

 

 

Упражнения

Причины

ограничения

Рекомендованная замена

 

Круговые вращения головой

 

 

Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков.

 

Наклоны вперед, в стороны, повороты

 

Наклоны головы назад

 

 

 

Замена отсутствует

 

Стойка на голове

 

 

Чрезмерное вытягивание шеи

 

 

Выполнять упражнения с опусканием плеч назад – вниз

 

 

Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимание туловища из положения лежа на спине, руки согнуты под головой

 

 

Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника

 

Изменить положение рук

 

Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине

 

 

Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза

 

 

 

Поднимать и опускать ноги попеременно

 

Кувырок вперед

 

Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи

 

 

 

 

Замена отсутствует

 

Сидение на пятках

 

Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава

 

 

Сидение по - турецки

 

Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверх

 

Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса

 

Изменить положение рук:в стороны или на поясе

 

Висы более 5 секунд

 

Слабость и перерастяжение связочно – мышечного аппарата

 

 

Замена отсутствует

 

Прыжки босиком по жесткому покрытию

 

Слабый связочно – мышечный аппарат стопы , несформированность костей плюсны

 

 

Прыжки только на гимнастических матах

 

Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы

 

 

Несформированность костей плюсны

 

Бег в спортивной обуви

 

Метание тяжелого набивного мяча из – за головы двумя руками

 

 

Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча

 

Уменьшить вес мяча (с 5 лет по 0,5 кг.)